«Поезд Победы» продолжает свой маршрут по России

10 ноября 2020

«Поезд Победы» уже проехал большую часть своего первого демонстрационного маршрута и скоро вернется в Москву на техническое обслуживание. В каждом городе пребывания уникального состава восхищённые посетители и СМИ рассказывают об уникальном опыте погружения в годы войны. Однако говоря об экспозиции, мало кто вспоминает про сами железные дороги и их роль в Победе над фашистской Германией. Мы решили восполнить этот пробел. В дни Великой Отечественной войны на железные дороги выпало примерно 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию людей и промышленности с запада на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.

Для успешного решения поставленных задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Началом этой перестройки стал перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) 24 июня 1941 года. Он предусматривал продвижение в первую очередь воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками.
Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с людьми, для которых была разработана специальная система социального обеспечения на время следования (эвакопункты), промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. Для быстрейшего продвижения поездов железнодорожники широко использовали особые технические идеи, применяли передовые методы труда, во многом отработанные в довоенный период: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков железных дорог вводилась "живая блокировка" – через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда. Изменились и графики работы паровозных бригад. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время к составу прикреплялся турный вагон для локомотивной бригады, и она вела поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.
Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.