Обновленная экспозиция «Поезда Победы» повествует о вкладе науки в Победу

14 мая 2021

14 мая на Белорусском вокзале открылась обновленная экспозиция иммерсивной выставки «Поезд Победы - наука в годы Великой Отечественной войны».

В рамках Года науки и технологий, который объявлен в Российской Федерации в 2021 г. особое внимание авторы уделили научным открытиям и достижениям советских ученых, которые внесли неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне и развитие мировой науки в целом. За весь период Великой Отечественной войны было подано свыше 24 тысяч заявок на изобретения и выдано 7 тысяч авторских свидетельств и патентов. Среди них разработки советских физиков А.П. Александрова и И.В. Курчатова, математика М.В. Келдыша, медиков и микробиологов Н.Н. Бурденко, А.Д. Сперанского, З.В. Ермольевой и многих других. Многие из полученных нашли свое применение и были развиты в мирное время.

Особый вклад советских ученых отметил Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Александр Нарукавников: «Не могу не вспомнить огромный вклад, который внесли наши ученые в Победу над врагом. Нельзя не отметить, что в годы военного лихолетья были созданы лучшие образцы вооружения в мире. Это признано всеми экспертами: лучший танк Второй мировой войны – Т-34, системы залпового огня «Катюша», это наши штурмовики». Также он отметил, что в гонке за мировое технологическое лидерство одержит победу тот, кто преуспеет в глобальных соревнованиях за технологии и знания. Примеры научных побед наших ученых для современной молодежи очень важны, они должны стать для них ценностным ориентиром», - подчеркнул Александр Нарукавников.

По словам вице-президента РАН Андрея Адрианова, проекты в такой предельно визуализированной, исторически достоверной форме позволяют воссоздать атмосферу событий тех лет. «Это очень интересный подход, по сути, визуализация исторической памяти нашего народа», - отметил академик РАН.

Вклад Зинаиды Ермольевой, одного из создателей советского пенициллина, отметила ее аспирантка, доцент кафедры микробиологии РМАНПО, к.м.н. Татьяна Сафонова. «Многие тысячи солдат, получавшие ее препарат, остались живы и здоровы в отличие от наших противников, у которых отмечались вспышки и холеры, и брюшного тифа и т. д.», - подчеркнула она.

Президент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Игорь Бармин пожелал создателям «Поезда Победы» расширения и развития экспозиции. По его словам, состав поезда должен быть дополнен тремя новыми вагонами: один – посвященный «Оружию Победы» благодаря которому советская армия, в том числе, смогла одержать победу над врагом; второй – военно-полевой хирургии; и, наконец, третий – основным сражениям Великой Отечественной войны.

Президент Физиологического общества им. И.П. Павлова Михаил Островский также поделился своими впечатлениями после посещения передвижного музея. «Самое волнительное для меня – это вагон блокады Ленинграда. Дело в том, что я блокадный ребенок, совсем маленьким мальчиком я был в блокаде до весны 1943 года. Чудом выжил и потом мы с моими тетушками в такой теплушке ехали месяц через Ладожское озеро до Новосибирска», - вспомнил академик РАН.

Уникальный передвижной музей начал свое путешествие по стране в октябре юбилейного 2020 года с Белорусского вокзала. За время работы его посетили более 90 000 посетителей, а маршрут прошел через 38 городов в 27 регионах нашей страны. Во второй половине 2021 года «Поезд Победы» направится в сторону Дальнего Востока, его маршрут пройдет через крупные промышленные и научные центры нашей страны.

«Поезд Победы» — это единственная в мире иммерсивная инсталляция, расположенная в движущемся составе. В основе экспозиции история о Великой Отечественной войне, рассказанная от лица ветерана-железнодорожника. Прототипом главного героя стала Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, возившей в период Великой Отечественной войны воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. Каждый вагон в составе поезда-музея расскажет о событиях 1941-1945 гг., часть экспозиции музея носит мультимедийный характер. Организаторы проекта: Министерство науки и высшего образования, ОАО «Российские железные дороги», историко-художественная мастерская «Невский баталист» и медиагруппа «Красный квадрат».