На аккаунт машиниста Лидии подписались уже более 500 пользователей инстаграм

11 ноября 2020

В конце «Поезда Победы» — пустые места пассажирского вагона. В окнах — те, кто пожертвовал собой ради Победы. Финальная сцена дает посмотреть на лица тех, кто защищал свою Родину, кто отдал жизнь за то, чтобы жили мы. Здесь же завершает свой рассказ и Лидия. Всю войну она видела из окна поезда, и первыми ее историю услышали студенты.

Не все знают, но прототипом главной героини «Поезда Победы», машиниста Лидии, является Елена Мироновна Чухнюк.

Она родилась в 1917 году в украинском селе Дьяковка Винницкой области. Окончила курсы при Гомельском локомотивном депо и стала помощником машиниста паровоза, затем была назначена на должность машиниста.

Боевое крещение Елена Мироновна приняла еще при обороне Москвы. Затем она была назначена старшим машинистом и возглавляла колонну паровозов особого назначения резерва Народного Комиссариата Путей Сообщения (НКПС) №4 на Сталинградском направлении. С 1942 по 1944 год водила поезда на прифронтовые железные дороги на Сталинградском фронте, Орловско-Курской дуге, участвовала в переброске войск 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов.

При каждом новом отбытии поезда Елена Мироновна отправлялась словно в атаку. Под бомбами, снарядами подвозила к линии фронта эшелоны с боеприпасами. В 1942 году на станции Петров Вал поезд Елены Чухнюк подвергся массированному налету фашистской авиации. Одна из бомб разорвалась в непосредственной близи от паровоза, Чухнюк оглушило взрывной волной и ранило осколком в ногу. Серьезные повреждения получил и сам паровоз. Очнувшись от удара, Елена Мироновна нашла в себе силы доставить машину в депо и быстро восстановить ее.

Зимой 1942-1943 года Елена Чухнюк работала на Северо-Печорской железной дороге по вывозу печорского угля. В мае 1943 года она возвратилась на железные дороги Центра и обеспечивала Курское направление. В 1944 году управляемый Чухнюк паровоз вез составы по отвоеванной у фашистов Белоруссии, где она была контужена при бомбежке станции.

За ратный подвиг Елене Мироновне в числе первых трех железнодорожниц страны было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вспоминая грозные военные годы, Елена Мироновна так говорила о труде машинистов поездов: «Все необходимое для фронта мы, железнодорожники, перевозили в любых условиях. Машинист паровоза был воин, на плечах которого лежала огромная ответственность за порученный ему поезд, за сотни тонн груза. Оплошает машинист, струсит или растеряется – и погиб груз. Фронт это немедленно ощутит... Вождение поездов на фронт во многих случаях стоило крови и жизни товарищей… Но паровозные машинисты, помощники, кочегары – все труженики прифронтовых железных дорог не покидали своих постов, когда вражеские самолеты сбрасывали бомбы».

После победы она окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, много лет работала в локомотивном главке МПС.