«За время проекта я три раза пересек страну от Крыма до Владивостока»

24 января 2023

Проекту «Поезд Победы» в этом году исполнилось два года. Стартовав в октябре 2020 г. с Белорусского вокзала в Москве, поезд проделал путь в 110 тысяч километров по территории России и Беларуси — от Бреста до Владивостока.

124 города, 67 регионов, более миллиона посетителей и десятки тысяч восторженных отзывов.

Но мало кто знает, как устроена жизнь внутри поезда, кто отвечает за бесперебойную работу необычной передвижной выставки. Деталями «закулисья» самого масштабного историко-просветительского проекта России поделится человек, который сопровождает поезд с момента запуска в 2020 г.

Знакомьтесь – москвич Сергей Лукша, 44 года, юрист по образованию, администратор проекта «Поезд Победы».

- За что в целом отвечает администратор такого объёмного проекта?

Я вхожу в федеральную команду всероссийского проекта «Поезд Победы» со стороны медиагруппы «Красный Квадрат» в качестве главного администратора по работе с регионами, и в мои обязанности входит обеспечение работоспособности всего комплекса.

В целом, за двухлетний сезон механизм запуска выставки уже отлажен. По прибытии в город мы подключаем поезд к электросетям или, если такой возможности нет, используем собственный дизель-генератор. Затем включаем экспозицию, и я приглашаю ребят-волонтеров в нулевой вагон для проведения брифинга о правилах работы внутри поезда. Во всех городах, куда прибывает состав, в качестве волонтеров, как правило, работают студенты местных вузов. Поскольку они сопровождают группы посетителей во время экскурсии по поезду, ребята должны знать и понимать, как работать внутри состава. В самом составе 12 вагонов: десять из них экспозиционных, два технических.

Поезд всегда привлекает много внимания – в каждом городе от 1000 посетителей за день. А благодаря помощи ребят-волонтеров гости выставки остаются довольны, оставляют много положительных отзывов.

Еще я участвую в официальных мероприятиях в городах прибытия выставки. Поезд часто встречают красиво и торжественно: с военными оркестрами, песнями и церемониями открытия на вокзалах. Меня тоже приглашают сказать пару слов о проекте. 

Кстати, здесь у меня появился абсолютно новый навык – общение со СМИ. В каждом городе журналистам нужны комментарии организаторов, поэтому очень быстро пришлось научиться работать с прессой.

- Отличается ли реакция посетителей на выставку, как люди воспринимают такую «передвижную» историю?

Люди на выставку приходят разные: от родителей с детьми до олимпийских чемпионов и пилотов Формулы-1.

Конечно, эмоциональнее всего реагируют ветераны. Таких живых свидетелей осталось совсем немного, для них это очень личная выставка: эмоции, слёзы на глазах, воспоминания, свои истории. Кто-то выжил в концлагере, кто-то работал в таком же санитарном поезде, как наш выставочный. Ветераны всегда отмечают два момента – достоверность выставки и необходимость её посещения молодежью.

Детям, кстати, наша выставка очень нравится, они как-то по-особому проникновенно слушают и рассматривают. Возможно, из-за невысокого роста они практически смотрят фигурам в глаза, поэтому и «погружаются» в экспозицию глубже, чем взрослые. Многие люди приходят на выставку с цветами, после окончания экскурсий мы периодически замечаем лежащие в вагоне розы или гвоздики. Мы их не выбрасываем – лежат пока не засохнут.

Помню, в Саранске пришла пожилая женщина с фронтовыми наградами, одеждой, книгами и сказала, что живёт одна и хочет передать свои вещи музею на хранение, чтобы не пропало. Похожих историй довольно много, В Беларуси, например, посетитель передал книгу послевоенных лет о партизанском движении, с подробным описанием событий на белорусской территории. Такой литературы сейчас мало, это раритетные вещи. Мы передаём их «Невскому баталисту», который создаёт экспозиции для поезда на базе исторических материалов.


Поезд перемещается ежегодно и круглосуточно, делая только небольшие технические стоянки. Как в целом устроена жизнь внутри «Поезда Победы»: сколько людей постоянно находятся в составе, как организован ваш быт?

Поезд изначально задумывался как передвижной выставочно-лекционный комплекс: раньше в нём демонстрировалась экспозиция, посвященная истории становления и развития отечественных железных дорог. А с октября 2020 года он известен уже как «Поезд Победы».

В нём постоянно находится поездная бригада: начальник поезда, электромеханик, проводники. Весь экипаж поезда — это специалисты, работающие на железной дороге не один десяток лет, они прекрасно знают своё дело.

Бытовая часть напоминает гостиницу на колёсах: у нас большая кухня с плитой, холодильниками, микроволновкой, телевизором. Есть душевая кабина, стиральная машина, утюг и всё, что нужно для нормального быта. Живем мы в поезде дружно, весело. Во время больших переездов, когда поезд может ехать несколько дней, мы собираемся в штабном вагоне: кто-то готовит еду, кто-то смотрит фильмы на большом телевизоре. Все заняты делом, а за окном под шум колес в это время проносятся невероятные пейзажи нашей большой страны.

Вы всё время находитесь в поезде или у вас есть возможность перерывов? Сколько километров проехали?

В поезде я нахожусь не всё время, но в качестве администратора проекта провел с поездом больше всего времени: посетил много городов, проехал несколько тысяч километров и три раза пересёк страну от Крыма до Владивостока.

Для меня самая настоящая «романтика дорог» начинается в поездках на Дальний Восток. В основном поезд перемещается между городами по ночам, быстро преодолевая небольшие расстояния между городами в средней полосе России. На дальневосточном маршруте расстояния между городами 800-1000 км, и поезд может ехать несколько дней, делая только технические остановки на 15-20 минут.

И вот в таких поездках начинается настоящее волшебство. В дороге по Транссибирской магистрали можно часами слушать музыку, смотреть в окно, наслаждаясь невероятными видами озер, лугов, гор с заснеженными вершинами. Приезжая в такие города, как Владивосток, Красноярск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, хочется как можно больше гулять и смотреть. Как правило, после работы нам организовывают экскурсии по городу и почти с каждым городом, где я был, у меня связаны свои воспоминания. Особенно впечатлило озеро Байкал в поездке в Иркутск. Хочется рассказать и про Владивосток со встречей рассвета и купанием в океане в 6 утра, и про Благовещенск с набережной реки Амур, по другую сторону которой виден Китай. За двухлетний период накопилось очень много историй, поэтому я пишу заметки о своем необычном путешествии и надеюсь со временем превратить их в книгу, которую подарю людям, причастным к этому удивительному проекту